Clrscr;
Оператор требует подключения (Uses crt;) модуля crt, например:
Uses crt;
Begin
Clrscr; … End.
§ Нестандартный оператор перемещения текстового курсора в заданный символ x строки y: gotoxy(x,y);
§ Нестандартные оператор изменения фона экрана (цвет фона):
Textbackground(...);
Чтобы очистился весь экран, после оператора textbackground должен следовать оператор clrscr. В противном случае фон меняется только под текущей строкой.
§ Нестандартные оператор изменения цвета переднего плана (цвет букв):
Textcolor(...);
Например,
Uses crt;
Begin
Textbackground (yellow); clrscr; … Textcolor(blue); … End.
7. Операторы ВВОДА данных в переменные с клавиатуры:
Read (<список переменных>);
Readln (<список переменных>);
Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.
При переходе к выполнению этих операторов программа ожидает ввода данных и нажатия клавиши Enter.
Данные, вводимые в разные переменные, разделяются пробелом. Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после ввода информации (выполнения оператора) переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.
Пример записи оператора - Readln(k,t,e);
Оператор Readln; без списка переменных используется для задержки информации на экране до нажатия на клавишу Enter и ставится в конце программы.
8. Операторы ВЫВОДА текстовой информации на экран :
Write(<список переменных, констант и арифметических выражений>);
Writeln(<список переменных, констант и арифметических выражений>);
Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.
Например, Write(2+У, Х);Writeln (‘A=’, а);Write(а, с);
Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после вывода информации переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.
Переменные типа Real рекомендуется выводить в форматированном виде.
Форматированный вывод - вывод информации с указанием размерности, т.е. после переменной через двоеточие указывается количество символов под все число, а затем, для вещественных переменных, снова через двоеточие число десятичных знаков.
Например: Write(а:5:2,с:6:3); - под а
отводится 5 символов, включая точку, знак числа и два десятичных знака величины числа. Знак «+» перед числом при выводе будет опущен. Если в а находится число 2,5678, то выведется на экран: _2.56
9. Оператор ожидания нажатия на клавишу.
Readkey;
Используется для задержки изображения на экране до нажатия на клавишу (Enter). Можно ставить в конце программы, перед end.
10. Целочисленные арифметические операции:
Операция |
Назначение |
Пример записи |
Тип используемых переменных |
Тип результата |
div |
Вычисление частного при делении a на b |
C:=a div b; |
целый |
целый |
mod |
Вычисление остатка от деления a на b |
D:=a mod b; |
целый |
целый |
Y := 13 mod 3; (переменной Y присваивается 1), Y := 13 mod 4; (переменной У присваивается 1).
10. Функции, преобразования числовых переменных:
Функция |
Назначение |
Тип аргумента |
Тип функции |
trunc(x) |
Нахождение целой части x (дробная часть числа отбрасывается) |
вещественный целый |
целый |
int(x) |
Округление вещественного числа x по направлению к нулю |
вещественный |
вещественный |
round(x) |
Округление x в сторону ближайшего целого по математическим правилам |
вещественный целый |
целый целый |
Frac(x) |
Вычисление дробной части числа Х |
вещественный |
вещественный |
Y := trunc(13.999); (переменной Y присваивается 13), Y := trunc(13.111); (переменной Y присваивается 13),
Y := round(3.145); (переменной Y присваивается 3), Y := round(23.5); (переменной Y присваивается 24), Y := round(-12.5); (переменной Y присваивается -13).
Y := int(2.7) (переменной Y присваивается 2), Y := int(-32.3) (переменной Y присваивается -32).
11. Получение случайных чисел.
- Random – получение (генерация) случайных чисел в диапазоне от 0 до 1. Например, Y := random; (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 1, возможно 0.45678).
- Random(X) - Получение случайных целых чисел в диапазоне от 0 до (Х-1). Аргумент Х - целое. Например, Y :=Random(39); (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 38).
- Randomize - Формирование базы случайных чисел, на основе временного таймера ПК. Обеспечивает генерацию неповторяющихся последовательностей случайных чисел. Используется, чтобы получать разные случайные числа при каждом запуске программы. Должен стоять в программе до первого использования функции Random.
Генерация случайных чисел (А) |
|||
Что требуется получить |
Дано |
Оператор |
Результат (А) |
Любое число от 0 до 90 |
Аргумент - 91 |
А : = Random(91); |
Любое число от 0 до 90, например 62. |
Двухзначные целые положительные числа |
Числа от 10 до 99, всего: 99-10+1=90 (числа). |
А : = Random(90)+10; |
Любое число от 10 до 99, например 12. |
Двухзначные целые положительные четные числа |
Числа 10, 12, 14, … до 98, всего чисел (98-10)/2+1=88/2+1=45. |
А : = Random(45)*2+10; |
Получаются число от 0 до 44, умножаются на 2 и увеличиваются на 10. Например, 56 |
Числа в заданном промежутке с заданным шагом. |
N - начало промежутка, M - конец промежутка, шаг - К. |
А : = Random (((N–M) div K)+1)*К+N; |
Сгенерируем случайное число в промежутке от 0 до (N – M) div k. Умножаем на К и прибавляем N. |
Объявите переменные, необходимых для вычисления значения функции y=x2. |
Var x:real, y:real; |
Объявите переменные, необходимые для вычисления площади кольца. |
Var r1,r2,s:real; |
Запишите на языке Паскаль Y=-2,7x3+0,23x2-1,4 |
Y:=-2.7*x*x*x+0.23*x*x-1.4 |
Написать программу, которая выводит на желтом фоне синими буквами: Буря мглою небо кроет … То заплачет, как дитя. А.С.Пушкин |
Ответ: Uses crt; Begin Textbackground (yellow); Textcolor(blue); Clrscr; Writeln(‘Буря….’); … Writeln; Writeln(‘ ‘ А.С.Пушкин’); Readkey; End. |
Написать программу вывода значений переменных a,b,c. Значение каждой переменной – на отдельной строке и начинается с имени переменной, затем знак =, затем значение. |
Uses crt; Var a,b,c:integer; Begin A:=5; b:=6; c:=7; Writeln(‘a=’,a); Writeln(‘b=’,b); Writeln(‘c=’,c); Readkey; end. |
Объявите переменные и напишите программу для вычисления стоимости покупки нескольких тетрадей и карандашей. |
Uses crt; Var koltet, sttet, kolkar,stkar,obst:integer; Begin Writeln(‘Введите колтетрадей’); Readln(koltet); … obst:=koltet*sttet+kolkar*stkar; writeln(‘obst=’, obst); Readkey; end. |
Написать программу вычисления величины дохода по вкладу. Процентная ставка (в процентах годовых) и время хранения (в днях) задаются во время работы программы. |
Uses crt; Var sum,srok,stavka,dohod:real; Begin Readln(sum); Readln(stavka); Readln(srok); Dohod:=((sum*(stavka/100))/36)*srok; Sum:=sum+dohod; Writeln(sum:9:2,’руб’); Readkey; end. |
Написать программу вычисления величины стоимости поездки на дачу. Расстояние, расход бензина на 100 км. и цена бензина может задаваться с клавиатуры или задаваться случайными числами. |
Uses crt; Var … Begin Clrscr; Writeln(’ … ’); Readln( … ); … Readkey; end. |
Найти остаток от деления и округленный результат деления двух целых чисел, заданных с клавиатуры |
Uses crt; Var a,b,c,d:integer; Begin Clrscr; Writeln(‘Введите два целых числа’); Readln(a,b); с:= a div b; d:= a mod b; Writeln(‘округленный результат - ’, c ); Writeln(‘остаток от деления - ’,d); Readln; end. |
Преобразовать вещественное число в денежный формат. Пример, 24.5 – 24 тенге 50 тиын |
Uses crt; Var a: real; b,c: integer; Begin Clrscr; Writeln(‘Введите вещественное число’); Readln(a); b:= trunc(a); c:= round((a-b)*100); Writeln; Writeln(b:4,' тенге', c:6,’тиын’); Readkey; end. |
Сгенерировать случайные числа: 1) целое в интервале от 0 до 67; 2) целое двухзначное; 3) вещественное с двумя целыми знаками; 4) целое из ряда 60, 70, 80, 90, …, 150; 5) вещественное из ряда -1.5, -1.3, -1.1, …, 0.7, 0.9. |
Uses crt; Var a… Begin Clrscr; Randomize; a:=random(68-); Writeln(‘1 -’, a); a:=random(90)+10; Writeln(‘2 -’, a); a:=random; b:=b*100; Writeln(‘3 -’, b); a:=random(10)*10+60; Writeln(‘4 -’, a); a:=random(round((0.9-(-1.5))/0.2+1))*0.2-1.5; … Readkey; end. |