Программирование на языке Turbo Pascal


Clrscr;


Оператор требует подключения (Uses crt;)  модуля crt, например:

Uses crt;

Begin

Clrscr;  …  End.

§ Нестандартный  оператор перемещения текстового курсора в заданный символ x строки y: gotoxy(x,y);

§         Нестандартные оператор изменения фона экрана (цвет фона):

Textbackground(...);

Чтобы очистился весь экран, после оператора textbackground должен следовать оператор clrscr. В противном случае фон меняется только под текущей строкой.

§         Нестандартные оператор изменения цвета переднего плана (цвет букв):

Textcolor(...);

 Например,

Uses crt;

Begin



Textbackground (yellow); clrscr; … Textcolor(blue); … End.

7.      Операторы ВВОДА данных в переменные с клавиатуры:

Read (<список переменных>);

Readln (<список переменных>);

Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.

При переходе к выполнению этих операторов программа ожидает ввода данных и нажатия клавиши Enter.

Данные, вводимые в разные переменные, разделяются пробелом. Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после ввода информации (выполнения оператора) переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.

Пример записи оператора - Readln(k,t,e);

Оператор Readln; без списка переменных используется для задержки информации на экране до нажатия на клавишу Enter и ставится в конце программы.

8.      Операторы ВЫВОДА  текстовой информации на  экран :

Write(<список переменных, констант и арифметических выражений>);

Writeln(<список переменных, констант и арифметических выражений>);

Операторы являются нестандартными, находятся в модуле Sistem, не требующем специального подключения.

Например, Write(2+У, Х);Writeln (‘A=’, а);Write(а, с);

Отличия операторов заключаются в том, что второй оператор после вывода информации переводит курсор на следующую строку, а первый оператор - нет.


Переменные типа Real рекомендуется выводить в форматированном виде.

Форматированный вывод - вывод информации с  указанием размерности, т.е. после переменной через двоеточие указывается количество символов под все число, а затем, для вещественных переменных, снова через двоеточие число десятичных знаков.

Например: Write(а:5:2,с:6:3); - под а

отводится 5 символов, включая точку, знак числа и два десятичных знака величины числа. Знак «+» перед числом при выводе будет опущен. Если в а находится число 2,5678, то выведется на экран: _2.56

 

9.      Оператор ожидания нажатия на клавишу.

  Readkey;

Используется для задержки изображения на экране до нажатия на клавишу (Enter). Можно ставить в конце программы, перед end.

10.  Целочисленные арифметические операции:

Операция

Назначение

 

Пример записи

Тип используемых переменных

Тип результата

div

Вычисление частного при делении a на b

C:=a div b;

целый

целый

mod

Вычисление  остатка от деления a на b

D:=a mod b;

целый

целый

Например, Y := 25 div 3; (переменной Y присваивается 8),  Y := - 25 div 4; (переменной Y присваивается -6),

Y := 13 mod 3; (переменной Y присваивается 1), Y := 13 mod 4; (переменной У присваивается 1).

10.  Функции, преобразования числовых переменных:

Функция

Назначение

Тип аргумента

Тип функции

trunc(x)

Нахождение целой части x (дробная часть числа отбрасывается)

вещественный

целый

целый

int(x)

Округление вещественного числа x по направлению к нулю

вещественный

вещественный

round(x)

Округление x в сторону ближайшего целого по математическим правилам

вещественный целый

целый

целый

Frac(x)

Вычисление дробной части числа Х

вещественный

вещественный

Примеры:

Y := trunc(13.999); (переменной Y присваивается 13), Y := trunc(13.111); (переменной Y присваивается 13),

Y := round(3.145); (переменной Y присваивается 3), Y := round(23.5); (переменной Y присваивается 24), Y := round(-12.5); (переменной Y присваивается -13).



Y := int(2.7) (переменной Y присваивается 2),  Y := int(-32.3) (переменной Y присваивается -32).

11.  Получение случайных чисел.

-        Random – получение (генерация) случайных чисел в диапазоне от 0 до 1. Например, Y := random; (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 1, возможно 0.45678).

-        Random(X) - Получение случайных целых чисел в диапазоне от 0 до (Х-1). Аргумент Х - целое. Например, Y :=Random(39); (переменной Y присваивается значение равное числу из промежутка от 0 до 38).

-        Randomize - Формирование базы случайных чисел, на основе временного таймера ПК. Обеспечивает генерацию неповторяющихся последовательностей случайных чисел. Используется, чтобы получать разные случайные числа при каждом запуске программы. Должен стоять в программе до первого использования функции Random.

Генерация случайных чисел (А)

Что требуется получить

Дано

Оператор

Результат (А)

Любое число от 0 до 90

Аргумент - 91

А : = Random(91);

Любое число  от 0 до 90, например 62.

Двухзначные целые положительные числа

Числа от 10 до 99, всего: 99-10+1=90 (числа).

А : = Random(90)+10;

Любое число  от 10 до 99, например 12.

Двухзначные целые положительные четные числа

Числа 10, 12, 14, … до 98, всего чисел

(98-10)/2+1=88/2+1=45.

А : = Random(45)*2+10;

Получаются число от 0 до 44, умножаются на 2 и увеличиваются на 10.

Например, 56

Числа в заданном промежутке с заданным шагом.

N - начало промежутка, M - конец промежутка, шаг - К.

А : = Random

(((N–M) div K)+1)*К+N;

Сгенерируем случайное число в промежутке от 0 до  (N – M) div k. Умножаем на К и прибавляем N.

Примеры программ:

Объявите переменные, необходимых для вычисления значения функции y=x2.

Var x:real, y:real;

Объявите переменные, необходимые для вычисления площади кольца.

Var r1,r2,s:real;

Запишите на языке Паскаль

Y=-2,7x3+0,23x2-1,4

Y:=-2.7*x*x*x+0.23*x*x-1.4

Написать программу, которая выводит на желтом фоне синими буквами:

Буря мглою небо кроет



То заплачет, как дитя.

                                                А.С.Пушкин

Ответ:

Uses crt;

Begin

Textbackground (yellow); Textcolor(blue); Clrscr;

Writeln(‘Буря….’);  … Writeln;

Writeln(‘                              ‘ А.С.Пушкин’);

Readkey; End.

Написать программу вывода значений переменных a,b,c. Значение каждой переменной – на отдельной строке и начинается с имени переменной, затем знак =, затем значение.

Uses crt;

Var a,b,c:integer;

Begin

A:=5; b:=6; c:=7;

Writeln(‘a=’,a); Writeln(‘b=’,b); Writeln(‘c=’,c);

Readkey; end.

Объявите переменные и напишите программу для вычисления стоимости покупки нескольких тетрадей и карандашей.

Uses crt;

Var koltet, sttet, kolkar,stkar,obst:integer;

Begin

Writeln(‘Введите колтетрадей’);

Readln(koltet); …  obst:=koltet*sttet+kolkar*stkar; writeln(‘obst=’, obst);

Readkey; end.

Написать программу вычисления величины дохода по вкладу. Процентная ставка (в процентах годовых) и время хранения (в днях) задаются во время работы программы.

Uses crt;

Var sum,srok,stavka,dohod:real;

Begin

Readln(sum);

Readln(stavka);

Readln(srok);

Dohod:=((sum*(stavka/100))/36)*srok;

Sum:=sum+dohod;

Writeln(sum:9:2,’руб’);

Readkey;   end.

Написать программу вычисления величины стоимости поездки на дачу. Расстояние, расход бензина на 100 км. и цена бензина может задаваться с клавиатуры или задаваться случайными числами.

Uses crt;

Var …

Begin  Clrscr;

Writeln(’ … ’); Readln( … );   …

Readkey;  end.

Найти остаток от деления и округленный результат деления двух целых чисел, заданных с клавиатуры

Uses crt;

Var a,b,c,d:integer;

Begin Clrscr;

Writeln(‘Введите два целых числа’); Readln(a,b);

с:= a div b; d:= a mod b;

Writeln(‘округленный результат - ’, c ); Writeln(‘остаток от деления - ’,d);

Readln; end.

Преобразовать вещественное число в денежный формат. Пример, 24.5 – 24 тенге 50 тиын

Uses crt;

Var a: real; b,c: integer;

Begin Clrscr;

Writeln(‘Введите вещественное число’); Readln(a);

b:= trunc(a); c:= round((a-b)*100);

Writeln;

Writeln(b:4,'  тенге', c:6,’тиын’);

Readkey; end.

Сгенерировать случайные числа:

1) целое в интервале от 0 до 67;

2) целое двухзначное;

3) вещественное с двумя целыми знаками; 4) целое из ряда 60, 70, 80, 90, …, 150;

5) вещественное из ряда -1.5, -1.3, -1.1, …, 0.7, 0.9.

Uses crt;

Var a…

Begin Clrscr;

Randomize;

a:=random(68-); Writeln(‘1  -’, a);

a:=random(90)+10; Writeln(‘2 -’, a);

a:=random; b:=b*100; Writeln(‘3 -’, b);

a:=random(10)*10+60; Writeln(‘4 -’, a);

a:=random(round((0.9-(-1.5))/0.2+1))*0.2-1.5;

  …

Readkey; end.


Содержание раздела