ТЕМА №1: ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ЭВМ. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. БЛОК-СХЕМЫ.
ПРОГРАММНО - ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ЭВМ типа IBM. Turbo-Pascal 5. Обучающие программы. Тесты.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Знакомство с основными понятиями: алгоритм, его виды и свойства, способы записи алгоритма. Выработка навыков составления блок-схем.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия алгоритмизации;
- Способы записи алгоритмов;
- Какие существуют виды алгоритмов;
- Элементы, используемые в блок-схемах.
Учащиеся должны уметь:
- Давать определения понятия «алгоритм»;
- Приводить примеры линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов;
- Называть свойства алгоритма;
- Составлять блок-схемы решения задач.
ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этапы решения задач на ЭВМ:
- Чёткая формулировка задачи;
- Постановка задачи;
- Разработка сценария;
- Разработка алгоритма решения задачи;
- Программирование;
- Тестирование и отладка программы;
Постановка задачи включает в себя определение входных и выходных данных, выбор метода решения и языка программирования, подготовка контрольного примера для проверки правильности работы программы.
Сценарий – это описание интерфейса между пользователем программного продукта и персональным компьютером.
Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
Программирование – это перевод алгоритма на выбранный язык программирования, создание текстового файла, который при запуске через соответствующий транслятор выдает решение задачи;
Тестирование и отладка программы подразумевает работу с транслятором того языка программирования, который выбран в постановке задачи: запуск программы, анализ полученных результатов, исправление ошибок. В конце данного этапа получается программный продукт, отвечающий всем требованиям постановки задачи.
Алгоритмизация.
Алгоритм - это и есть совокупность строгих предписаний-приказов для исполнителя, выполняя которые он (исполнитель) можно достичь цели, в частности решить задачу, составив программу на языке Паскаль (Исполнитель - это объект, который может выполнять какое-то действия, выполняя заданный алгоритм).
Каждое такое предписание называется командой. Порядок команд в алгоритме очень важен.
При составлении алгоритма требуется знать систему команд исполнителя, а ни его устройство, то есть множество предписаний, которые понимает и умеет выполнять исполнитель нашего алгоритма. Исполнители можно разделить на неформальные (человек) и формальные (робот, компьютер или язык программирования). В дальнейшем мы будем иметь дело только с формальными исполнителями.
Важным качеством алгоритма является то, что от исполнителя не требуется понимание метода решения задачи, все, что от него требуется – понимание инструкций и умение их выполнять.