Программирование на языке Turbo Pascal

ТЕМА №1: ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ЭВМ. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. БЛОК-СХЕМЫ.


ПРОГРАММНО -  ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ЭВМ типа IBM. Turbo-Pascal 5. Обучающие программы. Тесты.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Знакомство с основными понятиями: алгоритм, его виды и свойства, способы записи алгоритма.  Выработка навыков составления блок-схем.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:

Учащиеся должны знать:

-        Основные понятия алгоритмизации;

-        Способы записи алгоритмов;

-        Какие существуют виды алгоритмов;

-        Элементы, используемые в блок-схемах.

Учащиеся должны уметь:

-        Давать определения понятия «алгоритм»;

-        Приводить примеры линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов;

-        Называть свойства алгоритма;

-        Составлять блок-схемы решения задач.



ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этапы решения задач на ЭВМ:

-          Чёткая формулировка задачи;

-          Постановка задачи;

-          Разработка сценария;

-          Разработка алгоритма решения задачи;

-          Программирование;

-          Тестирование и отладка программы;

Постановка задачи  включает в себя определение входных и выходных данных, выбор метода решения и языка программирования, подготовка контрольного примера для проверки правильности работы программы.

Сценарий – это описание интерфейса между пользователем программного продукта и персональным компьютером.

Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Программирование – это перевод алгоритма на выбранный язык программирования, создание текстового файла, который при запуске через соответствующий транслятор выдает решение задачи;


Тестирование и отладка программы подразумевает работу с транслятором того языка программирования, который выбран в постановке задачи: запуск программы, анализ полученных результатов, исправление ошибок. В конце данного этапа получается программный продукт, отвечающий всем требованиям постановки задачи.

Алгоритмизация.

Алгоритм - это и есть совокупность строгих предписаний-приказов для исполнителя, выполняя которые он (исполнитель) можно достичь цели, в частности решить задачу, составив программу на языке Паскаль (Исполнитель - это объект, который может выполнять какое-то действия, выполняя заданный алгоритм).

Каждое такое предписание называется командой. Порядок команд в алгоритме очень важен.

При составлении алгоритма требуется знать систему команд исполнителя, а ни его устройство, то есть множество предписаний, которые понимает и умеет выполнять исполнитель нашего алгоритма. Исполнители можно разделить на неформальные (человек) и формальные (робот, компьютер или язык программирования). В дальнейшем мы будем иметь дело только с формальными исполнителями.

Важным качеством алгоритма является то, что от исполнителя не требуется понимание метода решения задачи, все, что от него требуется –  понимание инструкций и умение их выполнять.


Содержание раздела